Сергей Филяс: «Сфере лизинга нужна здоровая конкуренция»
На правах рекламы, Калининград, 8 октября 2018
0
Сергей Филяс: «Сфере лизинга нужна здоровая конкуренция»
Региональный директор лизинговой компании «Пруссия» в Нижнем Новгороде рассказал Валентине Тимониной о борьбе со стереотипами предпринимателей, клиентоориенрованном риск-менеджменте и плюсах госрегулирования отрасли.

Какова на сегодняшний день ситуация на рынке лизинга? Где он сегодня востребован больше всего, и кто ваши клиенты?

Выделять кого-то отдельно не хочется, поскольку мы стараемся охватить как можно больше сфер, оказывая при этом клиентам качественные услуги. Тем не менее, в основном мы ориентируемся на малый и средний бизнес, поскольку не секрет, что крупные предприятия имеют свою специфику бизнес-процессов и своих ключевых партнеров.

С какими предприятиями сегмента МСБ вы чаще всего работаете — это, скажем, сельское хозяйство или промышленность?

Сферы абсолютно разные — мы финансируем как спецтехнику строительным организациям, так и различное оборудование для промышленности и сельского хозяйства. Сейчас мы также заходим в сегмент водного транспорта и коммерческой недвижимости, и, по мере того, как мы углубляемся в каждую из сфер, мы стараемся максимально актуализировать предложение исходя из задач наших бизнес-партнеров.

Как выглядит нижегородский рынок лизинга с точки зрения конкуренции? Вы работаете уже более семи лет — увеличилось ли за это время количество лизинговых компаний и как вам удается заниматься на рынке прочные позиции?

Конкуренция, как известно — двигатель торговли. Если брать в расчет Нижний Новгород, здесь чуть более сорока лизинговых компаний. Соперничество никогда не было для нас проблемой — оно поддерживает нас в тонусе и мотивирует постоянно анализировать работу рынка. Положительная динамика в сфере лизинга, безусловно, есть — об этом говорит в том числе постоянное расширение филиальной сети нашей компании.

Если вы растете — значит, растет и спрос бизнеса на ваши услуги. Как вы оцениваете общее финансовое состояние нижегородских компаний?

Разумеется, наш рост невозможен без роста наших клиентов. Несмотря на финансовые трудности, которые периодически возникают, бизнес постоянно ищет новые пути развития. Могу сказать, что недостатка в клиентах у нас нет, и что качество бизнеса в Нижнем Новгороде является достаточно приемлемым. Предприниматели знают, чего хотят, и это не может не радовать.

Вы как-то обмолвились, что бизнесу потребовалось какое-то время, чтобы оценить привлекательность услуги лизинга. Для тех, кто, возможно, еще этого не понял, можете объяснить, в чем его преимущество?

Основная проблема, на мой взгляд, в менталитете предпринимателей — у них складывается впечатление, что процедура покупки техники в лизинг сопряжена с бюрократией и излишними сложностями, хотя то абсолютно не так. Более того, лизинг однозначно проще кредита для среднестатистического клиента. Судите сами, предмет лизинга, на время договора, является собственностью лизинговой компании, в отличии от кредита. Имущество купленное за заемные средства максимум может быть предметом залога. Это снимает огромное количество рисков для лизинговых компаний. И они в свою очередь более лояльно рассматривают клиента, запрашивают меньше документов и быстрее принимают решение. Преимущества лизинга, как мне кажется, очевидны, просто бизнес еще не до конца их оценил.

Сейчас наблюдается огромный интерес к лизингу: у нас много звонков от потенциальных клиентов, и я со своей стороны готов общаться консультировать их по любым интересующим вопросам. Проинформировать будущих партнеров, дать им некую опору и понимание механизма сделки — это неотъемлемая часть нашей работы. В итоге такие клиенты всегда остаются довольны и возвращаются к нам снова.

Вам приходится конкурировать не только с другими лизинговыми компаниями, но и с банками, которые оказывают подобные услуги. На фоне того, что многие кредитные организации усилили риск-менеджмент и ужесточили требования к заемщикам, выбор в пользу лизинговых компаний, казалось бы, очевиден. Но почему вы принимаете на себя те риски, на которые банки пойти не готовы?

Любой бизнес, хоть и сопряжен с рисками, нацелен на развитие. На сегодняшний день на рынке, очевидно, есть потребность в лизинговых услугах, и мы закрываем эту нишу. С одной стороны, понять банки можно — у них огромный поток клиентов, они оперируют крупными суммами и подвержены рискам, поэтому при изменении конъюнктуры рынка вынуждены регулировать ситуацию за счет ужесточения требований к клиентам, и повышением процентных ставок. С другой стороны, как я уже говорил ранее, имущество на срок договора лизинга является собственностью лизинговой компании, в случае развития самого негативного сценария предмет лизинга будет изъят и реализован на рынке. Такая возможность помогает лизинговым компаниям не ужесточать требования и не увеличивать удорожание даже при неблагоприятной экономической обстановке.

А бывает так, что риск не оправдывается, и клиент, которому отказал банк, на самом деле оказывается ненадежным?

На самом деле, это происходит нечасто. В нашей практике изъятие оборудования и различные судебные споры довольно редки. Мы помогаем бизнесу, а не вселяем в него ужас, и этот подход в целом оправдывает себя. Всегда можно договориться, что-то где-то поправить, отсрочить и дать клиенту уверенность в завтрашнем дне. В долгосрочной перспективе это почти всегда идет партнерским отношениям на пользу.

На что вы обращаете внимание, принимая решения по сделкам? Если банки проводят математические расчеты и сразу отсекают значительный пласт потенциальных клиентов, то чем руководствуется ваша компания?

Безусловно, мы тоже принимаем во внимание финансовые документы клиентов и проводим их оценку. Однако процедура оценки и одобрения не поставлена на поток — мы все же сторонники индивидуального подхода к работе. Из финансовых документов вполне достаточно предоставить информацию о бухгалтерском балансе и обороте фирмы за предыдущий квартал, после чего мы максимально оперативно связываемся с потенциальным партнером, задаем интересующие нас вопросы и назначаем встречу уже непосредственно на производстве. Все это делается лишь с одной целью — чтобы мы составили для себе некое представление о бизнесе и вошли в доверительные отношения с клиентом. Ключ к успеху, на мой взгляд, состоит в том, чтобы, принимая во внимания возможные трудности бизнесе, все же избегать шаблонов в его оценке.

В сервисе вы также клиентоориентированы, как и в оценке?

Как это парадоксально ни прозвучит, но вопросы сервиса для нас часто являются более приоритетными, чем извлечение выгоды. Поясню это на таком примере: мы заключаем в том числе сделки в валюте, и в период, когда курс доллара или евро растет, от скорости рассмотрения нами заявок зависит размер переплаты, которую допустит клиент. В этой ситуации нам, казалось бы, нужно затягивать процесс, однако на практике мы делаем все, чтобы условия сделки были максимально выгодными для бизнеса, который обращается к нам за помощью.

Также открыто и прозрачно мы работаем и с партнерами — поставщиками техники: необходимо, чтобы все стороны полностью понимали процесс и не было никаких «подводных камней». Сейчас, например, повышается НДС и увеличивается утилизационный сбор, за счет чего даже б/у техника, которой на рынке довольно много, не теряет в стоимости. Мы активно сотрудничаем с крупными и проверенными поставщиками этой самой б/у техники, разрабатываем совместные программы и проводим разного рода акции.

Сейчас существуют государственные программы помощи малому и среднему бизнесу при покупке техники в лизинг. Насколько, по вашей оценке, они эффективны и востребованы?

Согласно нашим оценкам, примерно каждый пятый звонок связан с вопросами по субсидиям. Мы, в свою очередь, конечно, поддерживаем это направление — чем больше программ поддержки бизнеса существует, тем лучше нам и нашим клиентам. Поэтому, если клиенту нужно такое узконаправленное предложение, если ему нужно вникнуть в процесс субсидирования лизинга и извлечь из сделки максимальную пользу, мы стараемся максимально подробно его проконсультировать в рамках своих компетенций. В любом случае, за счет тех или иных преимуществ, мы готовы предоставить желаемый результат. Это как раз правило здоровой конкуренции и борьбы за клиента, которая, я считаю, всегда приветствуется.

Как вы взаимодействуете с государством, и как отразились на вашей работе изменения в лизинговом законодательстве? Насколько комфортно вам работать по новым правилам регулирования бизнеса?

Реформа лизинга приближается: в какой-то момент государство осознало масштабы бизнеса и всерьез взялось за его контроль, что, на мой взгляд, абсолютно правильно. Лизинговые компании переводят под централизованный контроль банковского сектора. В долгосрочной перспективе это пойдет сфере только на пользу. Поэтому, если регулирование лизинга на государственном уровне в итоге сделает общий уровень услуг более прозрачным и эффективным — это будет замечательно.

Вашу точку зрения, пожалуй, разделяет и само государство, и наиболее крупные и прозрачные игроки на рынке. Насколько оптимистично вы оцениваете будущее вашей компании?

Мы опираемся на аналитику и объективные цифры. Все финансовые показатели от года к году увеличиваются, поддержка со стороны государства растет, а бизнес, как мы это видим, становится интересным и привлекательным даже для молодежи — об этом можно судить хотя бы по числу стартапов, появившихся в последнее время. Любой предприниматель, открывший свое дело — это наш потенциальный клиент, и то, что бизнес развивается, здорово и для нас в частности, и для экономики в целом.


О компании:
Лизинговая Компания «Пруссия».

Дата основания: 2 сентября 2010 года.

Сфера деятельности: Оказание высококачественных услуг лизинга автомобилей, строительной, сельхоз- и спецтехники, оборудования и не только.

Позиционирование на рынке: Лизинг как новой, так и бывшей в эксплуатации техники, ориентация на индивидуальный подход, предоставление каждому клиенту наиболее комфортных для него условий.

Стиль компании: Европейские традиции ведения бизнеса, адаптированные под российские реалии, в сочетании с максимальной гибкостью.

Особенности: Более 20-ти выгодных лизинговых программ, для рассмотрения заявки на лизинг требуется всего 6 документов и 48 часов.

География бизнеса: Вся европейская часть России. Имеем представительства в городах: Калининград, Москва, Волгоград, Воронеж, Краснодар, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Самара, Казань, Нижний-Новгород, Санкт-Петербург.

Генеральный директор Лизинговой Компании "Пруссия"
Кейсель Радий Викторович.
г. Калининград, ул. Малоярославская 2, тел. +7 (4012) 588-544

Обособленное подразделение ООО «ЛК Пруссия» в г. Нижний Новгород
Региональный директор Отдел продаж: Филяс Сергей
г. Нижний Новгород, пр-т Гагарина, д. 27 (БЦ «Ока»), офис 1233
Телефон:
8 (831) 419 17 07
https://www.lcprussia.ru