Новости партнеров , Калининград ,  
0 

Андрей Горохов: Визит Путина после ЧМ-2018 в Калининград — явный сигнал

Андрей Горохов: Визит Путина после ЧМ-2018 в Калининград — явный сигнал
Советник губернатора по инвестиционной политике Андрей Горохов рассказал о роли ЧМ-2018 в инвестпривлекательности региона, проблемах развития экономики, путях их решения и привлечении предпринимателей в область.

— В рейтинге инвестпривлекательности регионов Калининградская область за последние два года совершила серьезный прорыв. Как много работы было проделано, чтобы достичь таких показателей?

— Рейтинг Агентства стратегических инициатив задает определенные критерии, исходя из которых оценивают инвестклимат субъектов Российской Федерации. Это понятные критерии — легкость ведения дел для бизнеса, скорость прохождения документов, получения разрешений и т.д. То есть рейтинг можно рассматривать как дорожную карту — работай над улучшением показателей, и все у тебя получится. Команда губернатора, экономический и юридический блоки правительства проделали огромный объем работы. В итоге в 2017-м мы поднялись с 71-го до 39-го места, а в этом году — на 15-е. Рост ошеломительный, по его скорости регион — лидер в стране.

Конечно, сказалась и модернизация закона о Калининградской области. В первую очередь в плане Особой экономической зоны, которая у нас распространяется на всю территорию региона. Сегодня шестилетнее обнуление налога на прибыль отсчитывается с момента получения прибыли, в четыре раза снижены выплаты в соцфонды, максимально снижен резидентский порог для резидентов в медицинской сфере и интернет-секторе. Учитывая режим свободной таможенной зоны, регион представляет для инвесторов хорошие условия, что и зафиксировал рейтинг АСИ.

С другой стороны, проблем еще достаточно. Калининградскую область не может тащить одна экономическая зона, там все-таки сосредоточен достаточно крупный бизнес. По своим льготам ОЭЗ «съедает» малый и средний бизнес. Нужны региональные инициативы по развитию всего спектра экономики. Наверное, нужно говорить о «двухскоростном» режиме развития — максимум льгот для резидентов ОЭЗ плюс какие-то преференции для остальных. Например, регион предлагал снизить выплаты в соцфонды для всех субъектов экономики, а не только для резидентов. Предлагалась также отмена внутреннего НДС. Специфика эксклава в том, что ему нужны специальный режим развития, уникальные преференции — других таких территорий в стране просто нет. Но эти предложения были отвергнуты в федеральном центре.

— Оговоренные в этих пунктах преференции могут быть так или иначе возвращены?

— Конечно! В момент принятия нового закона о регионе это был правильный тактический шаг — согласиться на то, что есть. А дальше надо отрабатывать и доказывать, что нам нужны субсидии — например, по грузовому транзиту. Снова работает фактор эксклавности — перевозки на сравнимое расстояние у нас на 40% дольше и дороже, чем в материковой России, и это бьет по конкурентоспособности.

— В будущем году регион может подняться еще выше в рейтинге инвестпривлекательности? За счет каких действий?

— Может и должен. Как один из эффективных шагов, который, например, вывел на лидирующие позиции Хабаровский край, можно рассматривать внедрение рейтинга муниципалитетов по модели регионального рейтинга. Инвестпривлекательность области может повыситься за счет продолжения работы по снижению административного вмешательства в экономику. Нужны региональные налоговые преференции для бизнеса. Например, по налогу на дивиденды. Это международная практика в странах догоняющей модернизации, когда льготы по налогам на прибыль и дивиденды работают в паре: деньги инвестора заводятся в экономику и остаются там надолго воспроизводить циклы реинвестиций. Нужно запускать такой инвестиционный конвейер.

Но еще раз: уже сегодня мы имеем резкое улучшение инвестиционного климата. Это подтверждает статистика. На начало июля резидентом ОЭЗ стал 41 инвестор, заявлен общий объем инвестиций более 12 миллиардов рублей. А в 2017-м за весь год было 28 резидентов, мы чувствуем разницу, да? Я вижу изменения и как советник губернатора по инвестиционной политике, и как предприниматель и инвестор. У нас есть индустриальный парк «Экобалтик» в Багратионовске, бизнес-делегации из разных стран мира порой принимаем по нескольку раз в неделю. Интерес к Калининградской области явно вырос.

Индустриальный парк «Экобалтик»
Индустриальный парк «Экобалтик»

— Какие наиболее крупные инвесторы пришли к нам в последние несколько лет?

— Давайте даже не за несколько лет, а по итогам одного только Санкт-Петербургского экономического форума, прошедшего в этом году. Там заключены десятки соглашений, объявлено о реализации десятков проектов. По самым предварительным подсчетам, на 10 миллиардов рублей. Это киноиндустрия — создание студии спецэффектов. Новые технологии в энергетике на основе цифровизации, речь о соглашении Сколково и «Янтарьэнерго». Автопроизводство — у нас будут строиться новые модели BMW, причем в расчете на экспорт, на мировой рынок. Крупные проекты в агропроме — соглашения ГК «Содружество» с «Газпромбанком», «Залесского молока» с «Россельхозбанком». ИТ-кластер — соглашения в сфере программного обеспечения. Объявлено, что в Калининграде откроется инжиниринговый центр швейцарской компании Asea Brown Boveri Ltd., это технологии в области электрооборудования, робототехники и промышленной автоматизации.

— На ваш взгляд, какие проблемы сейчас ограничивают развитие бизнеса в регионе?

— Я считаю ключевой проблему транзитного разрыва с материнской территорией. Мы должны создавать компенсационные механизмы. Потому что, если сейчас существуют условия, по которым дешевле везти товар через Клайпеду, те же китайцы долго думать не будут. Транзит через территорию других стран очень важен для Калининграда, сегодня оторванность от большой России — обременение, но географически транзит можно сделать нашим преимуществом. В Западном Берлине, который находился в куда более плохих условиях, был заперт внутри территории ГДР и не имел выхода к морю, этот вопрос успешно решался даже в условиях жесткой внешнеполитической ситуации. По скорости и простоте транзита Калининград сейчас находится в худшем состоянии, чем находился Западный Берлин.

Еще одна важная задача для региона — развитие внутреннего рынка. Он еще невелик, миллион жителей. Но уже достаточен, чтобы рассматривать его как одну из опор экономики Калининградской области. Следует предоставить преференции малому и среднему бизнесу. Другие такие опоры — это, безусловно, экспорт. У нас под боком 500-миллионный Евросоюз с его рынками и технологиями, этот богатейший ресурс грех не использовать. Наконец, третья опора — импортозамещение с высокой добавленной стоимостью, ориентация на рынок ЕврАзЭС. Калининград в центре Европы, география и технологические возможности позволяют нам одновременно опереться на три опоры.

Есть проблема развития на муниципальном уровне — точнее, отсутствие такового. 22 муниципалитета со своими, часто противоречащими друг другу, планами на будущее — очень много для небольшого региона. Мы недавно провели исследование, и оказалось, что функция устойчивого развития полноценно реализуется в считанных муниципальных образованиях. Это и не удивительно, администрацию поглощает текучка. Нет времени, средств и кадровых ресурсов, чтобы планировать и реализовывать перспективные проекты, заниматься маркетингом муниципалитета, привлекать инвесторов.

Мне кажется, нужно проводить территориально-административную реформу, укрупнив муниципалитеты по принципу агломерации. Пусть их будет пять-шесть, сформированных по общности социально-экономических характеристик: курортные, сельскохозяйственные, агломерация областной столицы Калининграда… Это даст экономию на масштабах, позволит организовать полноценные офисы развития, синхронизировать стратегии развития территорий. И областному правительству будет гораздо легче взаимодействовать с агломерациями, реализуя стратегические подходы.

— Завершился ЧМ-2018, к которому регион так долго готовился. Насколько мощный толчок для развития области он дал?

— Ключевое слово — «инфраструктура». Не только спортивная, хотя для социального развития она очень важна. Реконструирован аэропорт, взлетная полоса может принимать почти все типы воздушных судов. Реализованы либо начаты проекты по строительству важных транспортных артерий. Особое развитие получит остров Октябрьский, где построен стадион и будет создана особая финансовая зона. Октябрьский может стать драйвером роста во множестве областей: финансовых и страховых услугах, жилищном строительстве, кластере туризма, да и просто отдыха горожан.

Там, где создана инфраструктура, туда приходит бизнес со своими проектами. Как крупный, так и малый — ресторанчики, кафе, гостиницы.

Андрей Горохов: Визит Путина после ЧМ-2018 в Калининград — явный сигнал

— Можно ли говорить о том, что президентское поручение главе области организовать заседание рабочей группы по наследию ЧМ-2018 и тот факт, что президент провел в Калининграде, являются знаковым для региона?

— Это явный сигнал. По-моему, более явный намек сложно придумать. Внимание федеральных властей к региону за последние годы возросло в разы просто. Это касается и чемпионата мира по футболу, и развития вообще. У нас для миллиона жителей создана инфраструктура, дорожные сети, строится порт. Все это должно приносить результаты.

— Во время ЧМ-2018 проходили встречи с представителями бизнес-сфер стран, команды которых играли в Калининграде. Удалось ли достичь соглашений о сотрудничестве?

— К моменту приезда делегаций мы подтягивали некие мероприятия, на которых можно было бы презентовать возможности, пообщаться с потенциальными партнерами. Очень много встреч было. Кстати, за время проведения групповых игр Калининград был, по-моему, на третьем месте по популярности в иностранных соцсетях, после Москвы и Петербурга. Можно сказать, он появился на карте у европейцев. Многие просто не знали, что в центре Европы есть такой кусочек России.

— То есть уже можно говорить о том, что нам удалось на международном уровне продвинуть бренд региона?

— Да. Это можно смело говорить, потому что количество иностранцев было крайне высоким. В том числе приезжали поляки и литовцы, которые, как оказалось, плохо знали своих соседей. Теперь знают. Думаю, это позитивно скажется на экономическом и культурном сотрудничестве.

— В регионе существует три индустриальных парка. Какова степень их готовности для принятия инвесторов?

— Для каждого индустриального парка ситуация разная. Черняховский индустриальный парк, «Храброво» — это государственные парки, и они развиваются по режиму, определенному Федеральной целевой программой. В «Храброво» решены энергетические вопросы, вопросы коммуникаций. В Черняховске примерно такая же ситуация.

Помимо этого, в регионе есть ряд площадок, удобных для развития деятельности. Есть частный парк «Экобалтик», который уже полноценно работает, где создана вся необходимая инфраструктура и даже построены цеха впрок, для новых резидентов. Сегодня «Экобалтик» единственный вошел в реестр Минпромторга РФ и имеет право получать госкомпенсации затрат на инфраструктуру.

— Насколько число потенциальных инвесторов может увеличиться до конца года? Возможно ли увеличение в два раза?

— Я думаю, возможно и такое число. Очень активно работает представительство Калининградской области в Москве, правительство области. На большом количестве мероприятий мы озвучиваем, что есть Калининградская область, ее уникальные возможности и льготы. Это отдельная, скажем так, маркетинговая работа по привлечению инвесторов. Получится ли увеличить количество инвесторов в два раза, мы поймем несколько позже. Но нам нужно не просто ждать, появятся они или нет. Необходимо активно работать.