Новости партнеров , Калининград ,  
0 

Факторинг от Промсвязьбанка в Калининграде: теперь и для малого бизнеса

Реклама:
Николай Булдаков, руководитель по развитию регионального факторинга малого бизнеса ПАО «Промсвязьбанк»
Николай Булдаков, руководитель по развитию регионального факторинга малого бизнеса ПАО «Промсвязьбанк»
Государство все активнее поддерживает малый и средний бизнес, появляются работающие государственные программы и эффективные финансовые инструменты. Одним из таких инструментов является факторинг.

О том, кому необходим факторинг, чем эта услуга отличается от классического кредитования и кто может воспользоваться ею, рассказывает руководитель по развитию регионального факторинга малого бизнеса ПАО «Промсвязьбанк» Николай Булдаков.

— Как давно факторинг появился на рынке России? Какой стаж оказания этой услуги у Промсвязьбанка?

— Для России это инструмент достаточно новый. До недавнего времени в Гражданском кодексе в главе 43 фигурировала «уступка права требования», но отсутствовал общепринятый международный термин «факторинг», с 1 июня 2018 года в новой редакции главы терминология и спектр услуг будут расширены, и это очень позитивные сдвиги. Эпизодические операции, идентичные по смыслу факторингу, были даже в СССР. Но о серьёзном развитии факторинга в России стало возможно говорить лишь с появлением полноценных коммерческих отношений. Промсвязьбанк профессионально занимается факторингом с 2002 года.

Факторингу более трех веков, он появился в Британской империи для расширения продаж в колониях. Факторы — торговые посредники — выбирали надежных покупателей, обеспечивали своевременную продажу переданного им товара, осуществляли инкассацию выручки.

— Много ли факторинговых компаний на рынке и какова динамика их роста?

— Новые игроки приходят каждый год, но в целом их немного. В России на 1 августа 2017 года действует 582 банка (по данным cbr.ru), а факторинговые услуги предоставляют 53 организации, и всего 28 из них предоставили статистику в «Ассоциацию факторинговых компаний» по итогам 1 полугодия 2017 года. Это вполне соответствует общемировой пропорции. Услуга факторинга технологически непростая, поскольку включает в себя не только финансирование. Фактор проводит оценку дебитора и управление дебиторской задолженностью, берет на себя снятие рисков неплатежа и рисков просрочки оплаты дебитора. Это сложная, комплексная услуга. И фактор должен иметь огромную технологическую и ресурсную базу.

— Какое место на рынке факторинга занимает ваш банк?

— Сегодня Промсвязьбанк — номер один в факторинге малого и среднего бизнеса по количеству клиентов, по приросту и портфелю. Мы в двойке лидеров российских факторов по объему портфеля, лидируем в международном факторинге. По данным «Ассоциации факторинговых компаний», в первом полугодии Промсвязьбанк увеличил портфель на 10%. За 6 месяцев привлечено 232 клиента — 26% от всех новых клиентов факторинга в России. Самый крупный показатель среди всех отечественных факторов. В сегменте факторинга для малого и среднего бизнеса мы отмечаем опережающий — почти двукратный — рост.

— Чем обусловлен такой рост клиентской базы?

— В этом году мы сфокусировались на малом и среднем бизнесе (МСБ), существенно снизив с мая требования к покупателям наших клиентов по объемам выручки. Этим мы резко повысили доступность факторинга: в роли покупателя теперь может выступать компания, сравнимая по выручке с поставщиком. В таком варианте спектр покупателей вырастает десятикратно. Сегодня никто, кроме нас, не концентрируется всерьез на этом сегменте. Есть традиция рынка — предоставлять факторинг крупным торговым сетям. Мы намерены ее изменить, говоря: давайте работать с небольшими покупателями, с региональными покупателями.

— Насколько вы снизили «входной порог» для получения факторинга?

— Компания с выручкой за 2016 год от 500 млн рублей уже может являться дебитором для нашего клиента.

Факторинг от Промсвязьбанка в Калининграде: теперь и для малого бизнеса

— Это условие единственное?

— Входных критериев для предоставления факторинга несколько. Первый — наличие отсрочки платежа в договоре поставки. Второй касается срока деятельности организации — он должен превышать 12 месяцев. Исключением может являться смена юрлица при очевидной преемственности. И третий — наличие статистики оплат покупателя по отсрочке платежа.

— Если компания совсем молодая, работает менее года, есть ли смысл обращаться за этой услугой?

— У нас найдется решение и для таких нестандартных ситуаций. Например, в случае если покупателем такой фирмы является крупная торговая сеть, мы рассмотрим заявку и дадим заключение. Я приветствую раннее обращение за факторингом даже для того, чтобы клиент понял, как в дальнейшем использовать эту услугу для бизнеса. Все обратившиеся получают полноценную консультацию. При этом иногда оказывается, что для компании эффективнее взять кредит.

Факторинг — это услуга по финансированию в обмен на уступку дебиторской задолженности за определенный процент от ее суммы. Ее предоставляет факторинговая компания (фактор), выступая посредником между продавцом товара и его покупателем.

— Является ли факторинг альтернативой кредиту?

— Это вечная тема для дискуссий. Я бы сказал: и да, и нет. Иногда факторинг является полноценной заменой кредита, но в общем случае он дополняет классическое кредитование. Факторинг — финансирование оборотного капитала, он неспособен заменить инвестиционный кредит на основные средства. Факторинг хорошо пополняет оборотные средства, если отсрочка платежа превышает 15–20 дней. По расчетному лимиту при отсрочке 60 и 90 дней он намного выгоднее классического кредита. Кроме того, кредитование рассчитывает кредитный лимит, исходя из ретроспективной статистики. А факторинг — исходя из будущих отгрузок. Из этой разницы возникает возможность потенциального роста для клиента.

— Он может помочь компании, которая только развивается?

— У нас есть примеры, когда компания, используя факторинг, опережает по развитию своих конкурентов. Как только у поставщика возникает недостаток оборотных средств, ему нужно думать о факторинге.

— Какой вы видите динамику российского рынка факторинга до конца года?

— При текущих макроэкономических показателях ожидаемый рост в целом по рынку — 15%. Промсвязьбанк планирует расти такими же темпами.

— Каковы перспективы развития факторинга в Северо-Западном округе и Калининградской области?

— У округа и области большой потенциал. Благодаря нашему новому продукту со сниженным порогом для покупателя мы можем говорить о ста калининградских и десятках тысяч российских покупателей для наших потенциальных клиентов. В регионе есть крупные торговые сети — а значит, есть и применение для традиционного факторинга. В ближайшее время в области начинает оперировать крупная DIY-сеть «Леруа Мерлен». Поставщики этой сети в Промсвязьбанке получают факторинг легко и финансируются максимально оперативно — в течение нескольких часов после передачи накладной.

— Насколько гибкой является услуга факторинга? Возможно ли отойти от стандарта, идя навстречу клиенту?

— Ситуации бывают разные. Иногда дебитор отказывается подписывать уведомление, тогда мы можем использовать конфиденциальный или закрытый факторинг. Эту услугу предоставляют немногие. Также редкой для рынка является возможность получить «авансовый лимит» — при отсутствии истории отгрузок и оплат. Скажу так: сегодня сложно найти вид факторинга, который нам не по силам.

ПАО "Промсвязьбанк" Генеральная лицензия № 3251