Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Проблемы и возможности: круглый стол о транспортной сети Калининграда
Материалы выпуска
Проблемы и возможности: круглый стол о транспортной сети Калининграда Рынок Рынок перевозки нестандартных грузов выбирает цивилизованную конкуренцию Экспертиза Рост транспортной сети Калининграда могут обеспечить частные инвестиции Экспертиза
Рынок Калининград,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Проблемы и возможности: круглый стол о транспортной сети Калининграда
Представители транспортной отрасли региона обсудили важные проблемы и подумали о путях их разрешения.

На круглом столе, организованном РБК Калининград, были озвучены основные трудности, с которыми сейчас сталкиваются перевозчики. Это и административные барьеры, и сложности с соседними странами, и географическое положение региона, которое одновременно является минусом и плюсом. Непростые отношения с соседями отметил и врио зампредседателя регионального правительства Александр Рольбинов, подчеркнув, что власти прилагают усилия для решения связанных с ними транспортных проблем. В частности, начата подготовка к строительству грузопассажирского терминала в Пионерском.

В свою очередь перевозчики отметили, что наблюдается рост грузооборота, который сократился в 2014 году в связи с введением санкций. В этом году они надеются достичь показателей 2014 года и даже превысить их по некоторым пунктам. Однако прогнозы крайне сдержанны.

О том, что кризис 2014 года серьезно повлиял на развитие экономики страны, заявил и генеральный директор ООО «СК ‟Речдан”» Владимир Романько. Его экспедиторская компания является одним из крупных игроков в регионе среди тех, кто занимается контейнерными перевозками. 

«Кризис негативно отразился в том числе на объёме контейнерных перевозок в порт Калининграда и из него», — подчеркнул он.

Владимир Романько

По данным «Речдана», на двух крупнейших контейнерных терминалах: в ОАО «Калининградский морской торговый порт» и ООО «Балтийская Стивидорная Компания» — в 2015 году произошло сокращение числа перевозимых контейнеров почти в 2 раза. За 8 месяцев нынешнего года по суммарным показателям им почти удалось выйти на уровень 2014 года.

Проблемы в экономике повлияли и на географию перевозок. После апреля 2016 года количество мясоперерабатывающих предприятий сократилось, но те, которые смогли выдержать, перестроились и продолжают работать в новых условиях. «Экономические санкции отчасти сыграли на руку контейнерным перевозкам, потому что европейское мясо оказалось под запретом. Импорт мяса и птицы в Калининградскую область переориентировался на такие страны, как Бразилия, Аргентина, Парагвай. Естественно, наши производители мониторят цены на российское сырье, курсы валют. И временами им становится выгоднее закупать сырье в России, тогда груз доставляется рефрижераторными фурами», — пояснили в ООО «СК ‟Речдан”»

Все грузы с сырьем для крупных производств Калининградской области поступают в контейнерах. Таким же образом получают готовую продукцию и торговые компании. 

«Основной объем контейнеров с комплектующими для сборки автомобилей продолжает заходить на терминал БСК, с чем и связаны его более высокие статистические показатели. Экспорта и транзита контейнерных грузов, к сожалению, очень мало», — признал Владимир Романько.

Ситуация на рынке контейнерных перевозок напрямую связана с общими экономическими проблемами в нашей стране, со снижением потребительского спроса. В то же время, говоря о сегодняшнем состоянии контейнерного рынка, можно с осторожностью полагать, что он имеет тенденцию к росту, отметили в «Речдане». Именно этот осторожный оптимизм присутствует у всех представителей транспортной отрасли.

Леонид Степанюк

По словам председателя комитета КТПП по транспорту и таможенной политике, члена правления КТПП Леонида Степанюка, роста грузопотока в регионе можно ожидать лишь в случае отсутствия внешних сдерживающих факторов. Например, сложностей с дозволами, которые периодически возникают при переговорах с поляками, или проблем, связанных с административными барьерами и заторами на границе.

Андрей Мошков

Еще одним важным фактором представители отрасли назвали организацию паромной переправы, которая свяжет Калининград и Санкт-Петербург. Как отметил руководитель калининградского управления «Росморпорта» Андрей Мошков, это даст региону хорошие шансы восстановить грузопоток нефти в области. Помимо этого, шла речь и о запуске не только грузовых, но и грузопассажирских паромов, чтобы обеспечить перевозку пассажиров.

Несмотря на явные ожидания представителей отрасли, касающиеся необходимости получения государственной поддержки, в рамках дискуссии обсуждался вопрос о возможности реализации ряда проектов за счет частного капитала. Как подчеркнул руководитель клиентского офиса инвестиционно-управляющей корпорации QBF Алексей Голубев, сейчас инвесторы ищут возможности вложения средств. И присматриваются к Калининградской области, которая является самой западной точкой России и близка к Европе. В то же время представители транспортной отрасли признали, что необходимо создавать условия для вложения частных средств, создавать больше точек притяжения и повышать привлекательность Калининградской области.

Алексей Голубев

Впрочем, невзирая на все географические и экономические сложности, участники дискуссии были настроены оптимистично. Активность в экономике служит положительным сигналом для отрасли, но многое будет зависеть от развития промышленности в регионе и ее возможностей, а также реализации инвестиционных проектов — например, «Автотора». По мнению представителей отрасли, стабильный рост грузопотока поможет обеспечить ликвидация административных барьеров, упрощение документооборота и создание условий для частного капитала. А также поддержка государством транспортно-логистического комплекса и реализация уже запланированных в этой сфере проектов.