Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Михаил Полтавцев: Нужно дать возможность для молодежи прийти в бизнес
Материалы выпуска
Развитие малого и среднего бизнеса должно быть в центре особого внимания Экспертиза Михаил Полтавцев: Нужно дать возможность для молодежи прийти в бизнес Инструменты Система раннего оповещения для бизнеса Инструменты Юрий Дергачев: «Бизнес привыкает к режиму неопределенности» Экспертиза Откуда прилетит «черный лебедь» Рынок БДК: 20 лет развивались сами и старались помогать развитию области Экспертиза
Инструменты Калининград,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Партнер статьи:
Михаил Полтавцев: Нужно дать возможность для молодежи прийти в бизнес
Председатель Совета директоров компании «Симес», член Балтийского делового клуба рассказал РБК Калининград, зачем предприниматели ищут талантливую молодежь и как студенту из конкурса «Формула успеха. Ты – предприниматель» шагнуть в большой бизнес.
Михаил Полтавцев

- Балтийский деловой клуб ежегодно проводит конкурс для студентов, сейчас он называется «Формула успеха. Ты – предприниматель». Зачем клубу работать с молодежью?

- Начну с того, что клуб - добровольная общественная организация, которая ставит перед собой целый ряд задач: развитие деловых связей между членами клуба, реализацию совместных идей и проектов, формирование среды делового общения, повышение квалификации, обмен опытом и многое другое. И один из важных пунктов - проведение конкурса по предпринимательству для студентов и школьников. Сегодня это одно из немногих мероприятий, которое направлено не на членов клуба, а на внешнюю среду – можно сказать, на будущих членов, на молодежь. Одна из его целей – привлечение к бизнесу наиболее способных, талантливых, активных, в хорошем смысле агрессивных, предприимчивых молодых людей, которые в будущем будут развивать экономику России и Калининградской области, двигать ее своими планами, инициативами, проектами. А готовить их к этому нужно еще со студенческой и даже со школьной скамьи.

Молодому человеку сегодня негде познакомиться с предпринимательской средой. Если у него родители не из сферы бизнеса, то вряд ли он сможет быть в курсе тех событий, которые в этой среде происходят. В университете и в школе этому не учат.

- Зачем это молодежи – понятно. Но зачем это вам, предпринимателям?

- У нашего конкурса есть еще одна важная цель – привлечение кадров. Мы смотрим на молодых людей, на студентов. Например, я знаю, что у меня вакансия открывается - экономиста, менеджера, программиста, а вот есть молодой человек, которого я могу пригласить – сначала на практику, а потом, может, и на работу. Кстати, у нас именно так и получилось: главным бухгалтером в нашей фирме работает бывшая студентка, которая попала к нам после конкурса.

К тому же есть и третья цель – это работа над конкретным проектом. Например, у предпринимателя есть идея: а не организовать ли мне какой-то проект, но из-за текучки некогда этим заниматься. А тут молодые люди, будущие специалисты в той или иной сфере, они составляют бизнес-план, проверяют вероятность его реализации, затраты, которые на это потребуются, ресурсы. Это дает понимание того, насколько жизнеспособен данный проект.

Не менее важная составляющая этого мероприятия носит общественный характер – это создание в обществе позитивного отношения к предпринимательской среде, что также является одной из задач БДК. Мы зачастую видим стереотип о бизнесменах – наворовали, наприватизировали, нахапали. Но есть много примеров, когда бывшие военные, моряки, преподаватели с нуля придумывали свое дело, и сегодня предприятие на слуху, производит продукцию, оказывает услуги, платит налоги и создает рабочие места. Честные, порядочные, грамотные, патриотично настроенные люди. Поэтому мы хотим разрушить ненужные, устаревшие стереотипы.

И для меня лично есть еще одна составляющая – мне нравится общаться с молодежью. Я просто получаю удовольствие, заряжаюсь ее энергией, инициативой, оптимистичным взглядом на жизнь.

- С чего начинался конкурс?

- Более десяти лет назад мы своими силами провели первый конкурс среди студентов «Формула успеха». Это было внутриклубное мероприятие. И довольно успешное. Его участниками были студенты вузов, создавались команды, ребята распределялись по предприятиям. И сам финал, на котором проводились презентации разработанных проектов, всегда был очень зрелищным: участники придумывали монологи, шутки, разыгрывали сценки. Но жизнь меняется, и через некоторое время конкурс начал угасать: стал теряться интерес к нему как со стороны кураторов, так и со стороны студентов. Кто-то стал говорить, что такова современная молодёжь, им ничего не надо. Мы были в сомнениях – а может, конкурс изжил себя? Встал вопрос о его закрытии. Этот вопрос мы обсуждали на ежегодной стратегической сессии БДК. И по результатам горячего обсуждения пришли к выводу, что нужно видоизменить конкурс, найти партнеров в его проведении. И мы их нашли – в лице министерства образования Калининградской области, которое ежегодно проводит похожий конкурс. У них была другая проблема. Если у нас не было доступа к студентам, то у них были сложности контактов с бизнесом. Мы сложили наши потенциалы и предложили новый формат проведения мероприятия. Кроме того, активно подключился БФУ им. И.Канта в лице Александра Яковлевича Баринова, который является директором Института экономики и менеджмента БФУ и одним из старейших членов клуба. Совместный конкурс с прошлого года стал называться «Формула успеха. Ты – предприниматель». Изменился формат: кроме студентов в нем принимают участие учащиеся старших классов, причем со всей области. Отдельно хотелось бы отметить большую роль вице-президента нашего клуба Елены Реут, которая очень активно работает в направлении развития этого мероприятия.

- То есть стать участником сегодня может каждый желающий? А если он учится не на экономическом факультете?

- Участвовать может каждый желающий с любого факультета, если чувствует в себе силы. Я штурман по образованию, но в бизнесе мне это не мешает. Создаются команды, назначаются кураторы - от учебного заведения и от клуба. Ребята работают над своими предпринимательскими проектами и проектами членов клуба. Темы для работы выбираются самые разные. Школьники, например, разрабатывают новые экскурсионные маршруты, занимаются проектами открытия кафе, магазинов. У студентов более серьезные проекты – например, разработка новых услуг, открытие сувенирных мастерских, мебельного производства, разработка мобильных приложений. В рамках подготовки к защите своих проектов участники рассчитывают, какие ресурсы необходимы, делают SWOT-анализ, изучают угрозы, преимущества и т.п.

- И насколько эти проекты жизнеспособны? Их можно воплотить в реальной жизни?

- Проекты разные. Например, несколько лет назад команда активных ребят предложили открыть в парке «Юность» рок-клуб совместно со скейтбордистами. Но эти ребята были не экономисты, а больше артисты, музыканты. Экономическая составляющая хромала. Этот проект прозвучал здорово, но не был реализован.

В то же время очень много проектов были воплощены в жизнь. Например, проект Юрия Дергачева, президента Балтийского делового клуба - сеть магазинов «Шик и блеск», сейчас они известны калининградцам и жителям области. Многие пользуются «овощным» такси Александра Иванова, «Натурово-Экспресс» - идею такого рода такси тоже разработали студенты. Успешным оказался проект Елены Реут, в рамках которого было проведено маркетинговое исследование по формированию экипажей круизных лайнеров. Сегодня этот проект внедрен в жизнь. Несколько проектов реализовал Олег Матукевич, который в качестве куратора всегда активно участвует в нашем конкурсе. В частности, был запущен мобильный офис на колесах. Также успешным оказался проект I.L.E.S – дистанционное обучение разговорным иностранным языкам. Равно как и третий проект – чистка сухим льдом двигателей автомобилей – промышленный клининг. В этом году студенты разработали проект для Елены Зайцевой – «Развитие региональной сельскохозяйственной железнодорожной логистики», сейчас проект находится в стадии внедрения. Есть и много других очень интересных проектов.

Конечно, здорово, когда проект реализуется, но это не главная цель. Ведь что такое бизнес? Это умение пойти по перспективному пути и не пойти по неперспективному. А на начальном этапе отличить один от другого очень сложно. Например, мы задумали проект, касающийся железнодорожных вагонов: планировалось взять их в лизинг и зарабатывать на перевозках. Участники конкурса просчитали этот проект и оказалось, что он будет убыточным. И потом практика показала, что, если бы мы это сделали, мы бы прогорели.

Конечно, хотелось бы больше видеть проектов в сфере IT-технологий. К сожалению, мы не находимся в мировом тренде. Нашему региону есть куда развиваться в данном направлении.

- Молодежь сегодня готова заниматься бизнесом?

- Американцы считают, что предпринимательством могут заниматься 10% людей, это немало. И этого достаточно. И многие из тех, кто к нам приходит, уже все для себя решили. Для них конкурс - это возможность заявить о себе, попробовать себя, зарекомендовать. Молодежь должна найти бизнес, а бизнес должен искать молодежь. Эта улица должна быть с двухсторонним движением. И благодаря конкурсу мы находим друг друга.

Комментарии экспертов

Вероника Маркова, главный бухгалтер компании «Симес»:

- В компанию я попала благодаря студенческому конкурсу. Девять лет назад, в 2008 году, это был единственный подобный проект у нас в КГТУ. Вообще, на мой взгляд, подобных конкурсов очень мало. Я пришла на конкурс совершенно случайно: шла речь о возможности практики, у меня не было связей, поэтому очень хотелось, чтобы меня отобрали. И у меня получилось. Вместе с ребятами с других факультетов – а в нашей команде были и экономисты, и технари, и артисты - мы месяц готовили презентацию. Наш проект был связан с авиаперевозками. На тот момент в компании было освоено жд-направление, и нам предложили порассуждать на тему авиа в масштабах всей России. Было очень интересно: сложные расчеты, напряженная работа. Наш проект курировал финансовый директор компании, ему тоже было интересно, он все считал вместе с нами. Нам удалось доказать, что этот проект был нежизнеспособен. А на следующий год, уже не в рамках конкурса, руководители привлекли несколько студентов, в том числе и меня, для разработки проекта по реальному направлению.

Сегодня не все предприниматели готовы уделять время молодежи. Первокурсники и второкурсники далеко не профессионалы. Но для них это настоящий шанс заявить о себе. После конкурса мне предложили работу в компании помощником главного бухгалтера. И я тогда полдня работала, полдня училась. Это была моя мечта – остаться здесь. Уже два года как я главный бухгалтер предприятия. То есть могу сказать, что для меня «Формула успеха» оказалась очень успешной.

Павел Столяров, предприниматель, учредитель видеостудии «Replay»:

- По жизни стараюсь не упускать возможностей и хватаюсь за них руками и ногами.

Такую возможность я увидел и в «Формуле успеха».

В первую очередь заинтересовало то, что можно поучиться у практиков бизнеса, ведь сам я учился на экономическом факультете, а также получить практические навыки, работая над реальными проектами.

Так и решил принять участие в «Формуле успеха - VI» в марте 2011 года. По итогам первого этапа меня отобрали в команду ГК «Юринат» к Юрию Сергеевичу Дергачеву.

Прежде всего хочется сказать спасибо Юрию Сергеевичу: все началось с вдохновляющей истории о пути к успеху, о том, что нет ничего невозможного. Он делился с нами опытом, накопленным за годы в бизнесе, организовал для нас такие условия, что могли работать на территории предприятия в любое время, нас кормили, помогали и словом, и делом.

Олеся Дергачева - наш куратор, делилась практическими рекомендациями, конкретными инструкциями, которыми пользуются при проектной работе. Некоторые из этих рекомендаций я использую и по сей день, уже в своей сфере деятельности.

Порадовала и команда ребят, с которой мы делали проект: мыслящие, энергичные, интересные и открытые к общению. Мы учились доказывать свою точку зрения, находить компромиссы, распределять обязанности. В процессе начинаешь понимать сильные и слабые стороны членов команды, видишь, кто готов идти до победного.

«Формула успеха» - это отличная возможность попробовать себя в деле, получить крутой опыт и навыки, работая над реальным проектом, пообщаться с лучшими предпринимателями региона, найти работу или получить вдохновение на открытие собственного дела. Все зависит от цели, которую поставите перед собой в этом проекте.

Ксения Юрчик, предприниматель, учредитель Агентства по организации культурных мероприятий «Арт-бюро «Идея»:

- Я участвовала проекте «Формула успеха» трижды и даже один раз победила.
В этом конкурсе огромное количество плюсов! Даже сейчас, будучи руководителем востребованного агентства, я бы с удовольствием снова стала участником.
БДК - создатель площадки, дающей множество возможностей студентам и начинающим специалистам.
На расстоянии вытянутой руки от тебя находятся самые успешные бизнесмены региона, есть возможность погрузиться в работу действующей компании или разработать что-то абсолютно новое! Никто не сдерживает твоих творческих порывов, не ограничивает тягу к знаниям, ведь все, что тебя интересует (даже самые секретные секреты компании), тебе покажут, доступно объяснят и даже направят к компетентному сотруднику, курирующему интересующую тебя область.
Мне удалось поработать с автоцентром «Рыцарь» Виталия Калиновского, под его же руководством разработать благотворительный проект, а с проектом компании «Эстет» Татьяны Гоз стать победителем!
Для меня открытием стало ещё и то, что те знания и навыки, до которых даже в теории я не дошла в обучении, я лихо освоила за неделю практической подготовки проекта! Потому уже со второго курса меня не пугает ни один из сложных экономических терминов, а знания в написании бизнес-планов помогают мне по сей день.

Ещё хотелось бы отметить то, что хотя проект и предусматривает экономическую, юридическую подготовку, в команде задействованы студенты абсолютно разных специальностей. И если на первый взгляд это вызывает вопросы и пугает участников, мол, «как мы будем считать точку безубыточности, если у нас тут историк, географ и физик», то потом ты понимаешь, что это не что иное, как система управления своим потенциалом и персоналом в действие! Оказывается, что историки лучше всех могут обзвонить клиентов и провести маркетинговое исследование, физики верстают сайты для компании, а географы идеально подбирают локацию для открытия нового автоцентра.
Я до сих пор с теплом вспоминаю своих сокомандников, поддерживаю с ними и нашими наставниками рабочие отношения и с мурашками вспоминаю эмоции от победы!
И да, никогда ещё в моей жизни не поступало одновременно так много предложений о работе, как после «Формулы успеха»! Большое спасибо!