Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Храните деньги в мобильном телефоне
Материалы выпуска
Тенденции прошлого года: Экономика падает, прибыль банков растет Рынок Храните деньги в мобильном телефоне Инструменты Индивидуальный подход не на словах, а на деле Инструменты
Инструменты Калининград,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Храните деньги в мобильном телефоне
В апреле на круглом столе, организованном РБК Калининград, представители бизнеса и банковского сектора обсудили свои непростые взаимоотношения и ближайшие перспективы развития финансовой отрасли в Калининградской области

По словам Дмитрия Красюка, регионального директора ОО «Калининградский» Санкт – Петербургского ф-ла ПАО «Промсвязьбанк», несколько лет назад риски выхода на банковский рынок розничного кредитования «большой тройки» сотовых операторов оценивались как очень высокие. Тем не менее банки мобильных операторов не вышли на показатели, которые бы ощущались крупными игроками рынка.

Несмотря на это, в 2016 году компания «МегаФон» выпустила собственные банковские карты MasterCard, привязанные к счету мобильного телефона. О том, как это работает и каковы перспективы проекта в условиях падения покупательного спроса, мы выясняли у директора по финансовым услугам компании «МегаЛабс» Кирилла Худика.

Кирилл Худик

- Почему компания «МегаФон» решила зайти в сферу банковского обслуживания — рынок, далекий от телекома? Какие предпосылки повлияли на принятие такого решения?

- Стадию экстенсивного роста как телеком-бизнес мы прошли. На новом этапе развития мы ищем иные возможности, которые могут быть полезны нашим клиентам, а значит — и новые рынки. Человек использует телефон повсеместно, приобретая с его помощью услуги и получая дополнительные преимущества. Значит, наша задача — увидеть потенциально интересный рынок и сделать нашему абоненту интересное предложение, выходящее за рамки традиционных телекоммуникационных услуг. Именно поэтому не только мы, но и в целом индустрия по всему миру обратили внимание на рынок банковского обслуживания.

- Участники рынка — представители банковской сферы, строительного сектора — в один голос говорят о падении покупательной способности населения. Как вы оцениваете эту тенденцию и шансы на успех своего банковского проекта на этом фоне?

- Наш новый проект — продукт мобильной коммерции. В России высокое проникновение смартфонов и качественный мобильный интернет, при этом, как ни странно, — мы все еще остаемся страной наличных платежей. Наш потребитель не привык к безналичному расчету и с большой осторожностью относится к использованию банковских карт. Здесь и открываются возможности для роста доли оплат со счета телефона: в отличие от классической банковской карты, мобильный телефон есть практически у всех жителей России, а объем денежных средств, которые обычно кладут на счет телефона, не столь велик, чтобы опасаться его использовать для оплаты товаров и услуг. В случае с картой «МегаФон» — использование счета телефона не только удобно, но и выгодно, благодаря возможности заработать дополнительный процент на остаток и партнерский кеш-бэк. В целом у телекоммуникационных операторов большие перспективы развития продуктов в этой области. Презентация собственной платежной карты — первый серьезный шаг в этом направлении. Уверен, в скором времени другие операторы также начнут объединять счета телефонов с банковскими картами — как физическими, так и виртуальными.

Наш проект пока демонстрирует наглядный рост. На сегодняшний день по России выдано около более 400 000 карт, а оборот в 2016 году составил около 2 млрд рублей. Средний объем операций по одной карте в месяц составляет 11 300 рублей. По количеству операций первое место занимает продуктовый ритейл; на втором месте — переводы и платежи; на третьем — кафе и рестораны; на четвертом и пятом — интернет-площадки и АЗС соответственно. К концу 2017 года планируем перешагнуть рубеж в 1 млн карт.

- Какой анализ был проведен для выявления свободной ниши?

- Идея выпуска банковской карты, привязанной к счету мобильного телефона, проста: если есть счет, на котором всегда лежат какие-то деньги, нужно дать возможность абонентам распоряжаться этим счетом так, как им удобно. Чтобы выйти к клиенту с таким функционалом, нам потребовалось доработать множество систем, в числе которых, прежде всего, биллинг. У платежной системы очень жесткие требования по сроку ответа по транзакциям, и чтобы укладываться в отведенные 6 секунд, потребовалось провести большое количество доработок. Огромный объем технических работ был проведен меньше чем за восемь месяцев.

Мы не первые объединили счет телефона с банковской картой, но мы дополнили этот продукт набором дополнительных преимуществ и стали единственным мобильным оператором, абоненты которого могут получать доход с денег, хранящихся на их мобильном счете — на остаток начисляются 8% годовых в рамках собственной программы лояльности «МегаФона».

- В релизе говорится, что Северо-Западный регион был выбран в числе одного из первых для запуска банковских карт «МегаФон». Это связано с высоким индексом активности потребителей банковских услуг в регионе или есть другие причины?

- Для первого этапа мы действительно выбрали два региона с традиционно высокой потребительской активностью и большим потенциалом абонентской базы. Ими стали Центральный регион и Северо-Запад, где проект был запущен в августе 2016 года. Двумя месяцами позднее карта «МегаФон» была представлена и в остальных регионах России.

- Расскажите о процедуре оформления карты.

- Абонент «МегаФона» может оформить банковскую карту в салоне оператора за несколько минут при предъявлении паспорта. Стандартная карта оформляется бесплатно абонентам тарифов «Все включено», цена услуги для владельцев других тарифов — от 99 рублей. Далее клиенту остается только активировать карту, позвонив на номер 5555, и ею можно пользоваться. Обслуживание карты бесплатное.

Каждый абонент может оформить на свое имя до 10 банковских карт – например, чтобы у каждого члена семьи была собственная. Для удобства пользователей работает сайт bank.megafon.ru, создано бесплатное мобильное приложение «МегаФон-Банк», доступное на операционных системах Android, iOs, WindowsPhone. Приложение позволяет отслеживать все траты и начисления, оплачивать товары и услуги, совершать переводы и другие операции по карте.

- Как пополнить счет и можно ли снимать деньги с карты?

- Для пополнения счета карты достаточно внести необходимую сумму на счет мобильного телефона любым привычным способом: через терминал, банкомат, онлайн-банк, в офисе или же перевести их абоненту «МегаФона» моментально и без комиссии. Такие переводы, кстати, можно осуществлять из любой точки мира. Снять наличные со счета можно в любом банкомате, в том числе за границей. Комиссия за снятие составит 2,5% от суммы.

- Как может быть полезна карта?

- Нашу карту «МегаФон» MasterCard можно дать подросшему ребенку: он будет самостоятельно оплачивать покупки, а родители смогут контролировать его траты и остаток на карте, получая на свой телефон SMS-оповещения обо всех денежных операциях.
Карта удобна для быстрых расчетов с сотрудниками сферы услуг (няни, ремонтные рабочие, репетиторы), фрилансерами и удаленными сотрудниками. Достаточно просто перевести необходимую сумму на номер телефона абонента. В заграничных поездках карту «МегаФона» легко пополнить с помощью приложения или сайта, или попросив родных, оставшихся дома, просто положить денег вам на телефон. Можно безопасно совершать покупки в интернете, оплачивать билеты или бронировать гостиницы, если нет желания использовать для этих целей номер своей основной зарплатной карты.

- Как защищены денежные средства?

- Карты «МегаФона» эмитированы ООО «Банк Раунд» и отвечают всем требованиям безопасности, предъявляемым к банковским картам.

Подробнее о продукте читайте на: https://bank.megafon.ru/.