Компетенция , Калининград ,  
0 

Юрий Дергачев: «Бизнес привыкает к режиму неопределенности»

Реклама:
Юрий Дергачёв
Юрий Дергачёв
Калининградские предприниматели привыкают жить в режиме нестабильной экономики, считает глава Балтийского делового клуба, председатель совета директоров компании «Юринат» Юрий Дергачев.

В интервью РБК Калининград он рассказал о том, чего ждут предприниматели от 2017 года, как оценивают закон о Калининградской области, новые программы и стратегии развития российской экономики.

- Как вы оцениваете промежуточные итоги работы компаний, входящих в Балтийский деловой клуб? Чего было больше, побед или поражений?

- Мы, конечно, все вступили в новый год с новыми надеждами. И первые два месяца года можно оценивать по-разному. Могу сказать одно: степень неопределенности не уменьшилась. Жить в таком режиме сложно, но мы уже начинаем привыкать. У кого-то движение идет вверх, а у кого-то - зигзагом. И таких, у кого зигзагом, пока больше. Это связано с теми факторами, о которых мы говорили, в том числе, и на «круглом столе» в РБК в феврале.

Сегодняшняя ситуация – это шлейф прошлого года, «проблемы 1 апреля», также это связано с Законом о торговле.

Но я хотел бы сказать и об успехах – несмотря и вопреки. Это несомненный успех на продовольственной выставке «ПродЭкспо» в Москве, где было представлено большое количество калининградских предприятий. Золотыми и серебряными медалями были награждены компании наших одноклубников «Натурово» (Иванов А.), «БалтАгроС» (Ярмолюк Е. и Тиваненков Е.), рыбколхоз «За Родину» (Лютаревич С.). Они действительно представили свою очень хорошую и, отмечу, очень вкусную продукцию, и заслуженно победили. В феврале Торгово-промышленная палата провела конкурс «Янтарный Меркурий», в котором наш член клуба, Артур Поляшенко, возглавляющий Балтийскую металлургическую компанию, победил в номинации «Лучшее малое предприятие в сфере торговли». Так что нельзя сказать, что все плохо. Члены клуба открыли несколько магазинов за этот период. И наша компания, «Юринат», открыла магазины «Шик и блеск» и «Ю-маркет». Компания Сергея Лютаревича приобрела судно. Сергей Гоз пополнил транспортный парк новым тягачом. Все это нам позволяет говорить о том, что бизнес не стоит на месте. Он всегда находится в стадии движения.

- В феврале вы участвовали в конференции «Реформа государственного управления: региональный аспект», которая прошла в Светлогорске. Как вы видите идеальные отношения бизнеса и власти?

- Да, действительно, мы стали участниками этого масштабного информативного форума. Там были представители большого количества регионов России. Темой общения стало государство как платформа, контроль и надзор, сама система управления. Обсуждалось будущее государственного регулирования. Была интересная тематика, связанная с электронным правительством - как сделать так, чтобы обезличить наше общение с чиновниками, уменьшить их влияние на нашу жизнь. Были острые дискуссии, касающиеся развития информационных технологий. Сегодня мы видим, как эти технологии все переворачивают с точки зрения доступа к информации, открытости. Нравится это кому-то или нет, изменить этот тренд уже невозможно. Идея смарт-чиновников тоже выглядела интересно и спорно. Она заключается в том, что успех госуправления зависит от того, насколько чиновники умные, образованные специалисты. На мой взгляд, это очень правильная тема, в каждом деле должны быть профессионалы. Но что первично – само управление или создание условий государством для комфорта людей и предпринимателей? Мне кажется, что важной функцией государства является развитие деловых, образовательных процессов. А для обеспечения роста экономики - серьезно заниматься формированием предпринимательской среды, в том числе положительного образа предпринимателя. От того, как работает каждый из предпринимателей, зависит, как будут чувствовать себя бизнес и государство в целом.

Что касается идеальных взаимоотношений между бизнесом и властью, то я считаю, что главное – слышать друг друга. Вот для примера: в Москве более года назад проходила конференция ритейла с темой по закону о торговле. Были производители, представители торговли и чиновников. И говорили о том, что закон готовится, но кому он даст плюсы? Производитель считает: мы хотели бы другой закон, торговые сети – нам это тоже не нравится. Некоторым чиновникам со стороны государства, если говорить откровенно, тоже не совсем понятна цель. Но решение уже запущено, процесс пошел. Но кто адресаты всего этого? Хотели сделать для всех хорошо. А получилось всем плохо, а для нашего региона совсем худо. Это как раз такой живой пример, что не совсем были услышаны мнения.

Балтийский деловой клуб доносит идеи, мысли в законодательные органы. Мы сейчас планируем подписать соглашение о сотрудничестве с нашей областной думой по участию в качестве экспертов в комиссиях и комитетах думы. Раньше мы участвовали в такой работе, но в большей степени выступали постфактум.

- Сейчас продолжается работа над новым законом о Калининградской области. Как вы считаете, что он даст для регионального бизнеса?

- Члены Балтийского делового клуба свои взгляды на эту тему излагали и будут излагать. Во-первых, этот закон носит стратегический характер, очень важно, чтобы там были учтены все особенности нашего региона, наша эксклавность. 22 февраля на сайте регулирования государственных актов закончилось обсуждение уже третьего варианта этого законопроекта. И мы последовательно участвуем в подготовке отзывов. Интересно, что раньше активно обсуждали закон 4-5 организаций. Сейчас пока только наше мнение. Кроме этого клуб поддержал и совместный протокол, который был подготовлен представителями других деловых сообществ. В клубном мнении посчитали необходимым оставить важные предложения касательно и таможенного регулирования и НДС.

Основной тезис в том, что мы считаем, что этот законопроект отражает интересы новых резидентов ОЭЗ, а большую часть действующих предприятий оставляет без механизмов компенсаций повышенных расходов, связанных с эксклавностью территории. И это основной момент. Есть в поправках и положительные вещи, например, электронные визы, посмотрим, как они будут работать. Есть поправки в закон о торговле, которые помогут нам вернуть те преференции, которые были потеряны после принятия закона. И что касается новых резидентов, для них тоже есть некие положительные тенденции. Но мне кажется, того главного, из-за чего могло бы возникнуть некое конкурентное региональное преимущество или хотя бы равные конкурентные условия, этого мы пока не увидели.

Работа над законом, безусловно, должна быть продолжена. Надеемся, что в диалоге с властью, с федеральными структурами удастся донести наши опасения и станут понятны наши аргументы. Примером восприятия аргументов бизнеса может служить прошлогодний опыт рабочей группы, в которую входили представители бизнеса, ученые, чиновники, общественники. Хотя должен признаться, что в начале мне лично казалось утопией, что в ходе обсуждения мы сможем прийти к консенсусу. Споры были, но консенсус был практически найден – и с точки зрения формулировок, связанных с социальными страховыми взносами, с НДС, как это ни странно, и с утилизационными сборами, которые поддержаны пока в наших поправках к законопроекту. И с точки зрения налога на прибыль, и упрощения налогового регулирования, административных мер по обеспечению транспортной доступности. Они простые, эти вещи. В конечном итоге закон должен стать таким документом, который реально решит проблему эксклавности.

- Если говорить в целом о развитии российской экономики, сегодня есть две новые программы развития. В феврале бизнес-омбудсмен при президенте РФ Борис Титов представил в Калининграде программу среднесрочного социально-экономического развития России до 2025 года «Стратегия роста». Аналогичную программу разрабатывают эксперты Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина. Как вы оцениваете эти программы, в чем их плюсы и минусы?

- У Балтийского делового клуба давно сложившиеся контакты с аппаратом Бориса Титова, мы регулярно встречаемся с бизнес-омбудсменом. В феврале Титов в Калининграде озвучил ключевые позиции стратегии, которой занимается Столыпинский клуб и которая будет представлена президенту. Было приятно, что наш регион стал одним из первым, где программа была представлена. Также мы видели и стратегию, разработанную Комитетом гражданских инициатив, они открыли свое представительство в Калининграде.

Если говорить откровенно, большая часть идей похожа. Это и снижение фискальной нагрузки на бизнес, создание более комфортных условий для ведения бизнеса, идеи, связанные с налоговым реформированием. Но есть и отличия. В «Стратегии роста» говорится о том, что у нас есть недостаток инвестиций в реальный сектор, денег нет, реально их взять непросто. Говорят, что есть программы для конкретных отраслей, но есть и много ограничений. И я с этим согласен. Мы недавно обсуждали эту тему с представителями банка, и, по их словам, пока можно по пальцам одной руки пересчитать предпринимателей, которые воспользовались этими программами. Доступ к ресурсам не носит массового характера. И стратегия нам импонирует в той части, что здесь есть видение, как эти деньги появятся в реальном секторе. По мнению экспертов, государство по фиксированно низким процентным ставкам либо прямыми инвестициями должно изыскать средства и влить деньги в реальный сектор. Это смелое предложение, в особенности по цифрам, как понимаю, за пять лет 7,5 трлн. рублей. Тогда все закрутится и даст нам экономический рост 6-7% ВВП.

У комитета Кудрина другая позиция. Его эксперты считают, что деньги есть, но нет делового климата. Но какой бы ни был климат, есть главный вопрос: где все же взять недорогие и длинные деньги? Мы оценивали количество инвестиционных проектов, которые есть у нас в клубе, их достаточно много, но у большинства предпринимателей отсутствует доступ к финансовым ресурсам. Либо он серьезно ограничен некими флажками. Понятно, что сейчас и банки опасаются, они тоже потеряли много денег, тоже ставят свои ограничители. И предприниматели опасаются. Это взаимосвязанные вещи.

Есть отличия в стратегиях и по позиции по повышению трудоспособного возраста. «Стратегия роста» говорит, что повышать пенсионный возраст нельзя, трудовых ресурсов хватает. Тут тоже есть своя правда. Может, нам стоит уменьшать количество занятых в государственном секторе, управлении. Эти люди могли бы приходить в реальный сектор экономики. Есть возможность привлекать рабочую силу из стран бывшего СССР. А комитет считает, что необходимо идти по пути повышения пенсионного возраста. Также есть отличия во мнении, насколько должна экономика быть открытой. Мы видим, что после введения контрсанкций многие отрасли стали подниматься, это положительная вещь, но важно, чтобы эта полузакрытость тоже не была навсегда. В эпоху глобализма я согласен с тем, что должно быть свободное движение товаров и капиталов. Предприниматели говорят: дайте нам пять лет, чтобы хотя бы создать предприятия. Но главное, чтобы они были конкурентоспособны и потом. Нельзя вариться в собственном соку.

Так что я думаю, что правда лежит посередине. Мое личное мнение: в текущей ситуации более правильные вещи предлагает «Стратегия роста». А если говорить про глобальный стратегический план, идеи Кудрина обязательно нужно учитывать.

- БДК, в числе других региональных бизнес-ассоциаций, выступил с инициативой разработки индексов деловой активности в Калининградской области. Зачем они нужны?

- В клубе идеи создания объективных инструментов оценки состояния отраслей региональной экономики, инвестиционной привлекательности, оценки поведения потребителей обсуждались всегда. И мы всегда дискутировали. Ведь мало того что есть отраслевые отличия, но и у каждого предпринимателя в пределах одной отрасли дела идут по-разному. И если мы знаем, как именно, то можем понимать тренд, настроения и в конечном итоге можем делать прогнозы для бизнеса. Мы все понимаем, что от правильности наших прогнозов зависит конечный результат. Аналогичные идеи были и в других бизнес-сообществах нашего региона. Вместе с Торгово-промышленной палатой и региональным Союзом промышленников и предпринимателей мы выступили с такой инициативой - оценкой деловой активности через индексы. БФУ им. И. Канта в лице Баринова Александра Яковлевича, возглавляющего Институт экономики и менеджмента, нас поддержал, подключился к разработке. Фактически ушел уже год на разработку методики и обсуждение деталей.

Понятно, что сегодня существуют методики, апробированные во всем мире. Но всегда вопрос – степень доверия. Мы с самого начала говорили о том, чтобы минимизировать влияние на индексы экспертов и повысить влияние математической модели. При этом количество экспертов существенно не влияет на точность прогнозов. Сейчас методика разработана, идет процесс формирования экспертов, среди которых будут представители малого, среднего и крупного бизнеса различных отраслей. И я надеюсь, что уже во втором квартале этого года мы сможем получить первые индексы, которые оценят деловой климат в регионе – общий и по отраслям, факторы влияния на активность поведения потребителей. Мы понимаем, что это индекс глазами предпринимателей – тех людей, которые эту активность и ведут. Результаты помогут нам в формировании своих прогнозов. Также мы надеемся, что и органам власти это поможет при оценке своих планов и стратегий. Это делается и для потребителя, для общества. Все результаты будут открытыми.

Рыночный расклад Откуда прилетит «черный лебедь»
Содержание
Закрыть