Материалы выпуска
Есть направление к выходу из кризиса Экспертиза Логистический бизнес как лакмусовая бумажка изменений Решения Региональный апокалипсис отменяется Решения Туристический рынок Калининграда растет Рынок
Рынок
Материалы выпуска
Туристический рынок Калининграда растет
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Экономическая ситуация в России, вызванная девальвацией рубля, падением цен на нефть и санкциями со стороны других государств, обернулась ростом внутреннего туризма

А закрытие популярных зарубежных направлений, таких как Турция и Египет, только подогрело интерес к Калининградскому региону.

На протяжении всего года загрузка номеров в отеле Radisson была намного выше прогнозируемой, особенно в летний период спрос существенно превышал предложение. Ожидается, что в 2017 году тенденция продолжится, тем более что все предпосылки для этого имеются.

Во-первых, Калининград ― это до сих пор загадка для «большой России», город на пересечении культур и границ, Европа, русская душою. Его история многогранна и позволяет предоставить приезжим самые разнообразные экскурсии и туристические проекты: от этно- и экотуризма до военного туризма и разнообразных шоп-туров.

Рост интереса к региону подтверждают исследования и рейтинги различных туристических ресурсов, в которых Калининградская область регулярно попадает в топ-10 привлекательных направлений. Так, Калининград разместился на 9 позиции рейтинга сервиса RoomGuru, Skyscanner поставили его на 6-е место, а портал TripAdvisor и журнал National Geographic Traveler ­― на 5.

Во-вторых, Министерство по туризму поставило увеличение турпотока из России приоритетным направлением своей работы в 2015-2020 годах, особенно его усилия заметны в преддверии Чемпионата по футболу в 2018 году. Например, Минтур обещал субсидировать часть затрат отелей на прохождение классификации. Согласно Федеральному закону от 07.06.2013 года № 108-ФЗ принимать туристов во время Чемпионата имеют право только средства размещения, которым присвоена категория в соответствии системой классификации гостиниц. На сегодняшний день 181 гостиница прошла сертификацию, что составило 95% от всего количества.

В-третьих, туристическая привлекательность области повышается за счет активного развития событийного туризма: у нас проходят крупные международные музыкальные и кинофестивали, фестивали еды, фестиваль викингов «Кауп» и военно-исторические реконструкции, и «Голосящий КиВиН». Благодаря насыщенной событийной политике, Калининградская область заняла пятую строчку федерального рейтинга лидеров событийного туризма.

Стоит отметить, что в то время как количество путешествий внутри страны растет, поток въездного туризма в Россию уменьшился на 7% по сравнению с прошлым годом. Так, согласно последней статистике Росстата, с января по сентябрь 2016 года иностранными гражданами было совершено только 19 млн турпоездок против почти 21 млн за аналогичный период в предыдущем году. Впрочем, представители Российского Союза Туриндустрии отнеслись к этим данным критически.

MICE-туризм

Несмотря на кризисное время для многих сегментов бизнеса, снижение доли MICE*-туризма в регионе не предвидится. Ориентируясь на показатели предыдущих месяцев в сфере проведения деловых мероприятий и проживания бизнес-групп, можно сказать, что год для отеля Radisson в целом получился финансово успешным, по многим месяцам спрос даже превысил предложение.

В то время как одни сегменты бизнеса из-за сокращения бюджетов «просели» в плане проведения профильных мероприятий (например, фармацевтическая отрасль), бизнес-площадки нарастили загрузку за счет других. Так, увеличилось количество MICE-событий в банковском секторе, бизнес-тренингах и форумах для предпринимателей. По нашей внутренней статистике, с 2013 года рост MICE составил более 30%.

По данным Upjet Travel, озвученным в апреле 2016, Сочи, Москва и Подмосковье остаются лидерами делового туризма. Однако, Калининград становится все более перспективным направлением для делового туризма. В основном запросы в Калининград идут из Москвы и Санкт-Петербурга через крупные MICE-агентства. Но также и менеджмент отеля Radisson Kaliningrad регулярно совершает командировки в столицы для установления деловых контактов с компаниями и привлечения бизнеса в регион.

В 2016 году правительство удвоило усилия по продвижению Калининградской области: регион был широко представлен на федеральных профильных выставках, в мае КТПП при поддержке Минтура провела выставку «PRO.Туризм», и совсем недавно прошла Русско-Белорусская онлайн-конференция «Калининград ― территория MICE», в рамках которой калининградские средства размещения были представлены агентствам.

В ближайшие два-три года можно рассчитывать на приток MICE-туризма в регион, так как благодаря постройке новых отелей с конференц-зонами в Калининграде возрастет количество бизнес-площадок необходимого уровня.

Индивидуальный туризм

Несмотря на бизнес-направленность отеля Radisson Kaliningrad, за последний год количество индивидуальных туристов из России увеличилось вдвое по сравнению с даже довольно успешным 2015 годом, когда положительная тенденция только намечалась. Причем наш гость в целом «помолодел»: если раньше в основном заезжали люди старшего возраста, привыкшие к определенному уровню сервиса сетевых отелей, то за 2016 году среди наших гостей увеличилось количество молодых людей 25-35 лет, а также семей с детьми, которые приезжают не только на праздники, но и в межсезонье.

Стоит отметить, что гости стали более требовательны к качеству предоставляемых услуг, они ждут более профессионального и индивидуального подхода. При этом туристы готовы платить больше за хороший сервис, и это дает гостиницам с гибким ценообразованием большое преимущество в плане максимизации прибыли.

В основном прирост турпотока идет за счет гостей из Москвы и Санкт-Петербурга. Жители этих городов, как правило, меньше стеснены в финансах на путешествия. Возможно, это также связано с легкостью перелета – из столиц в Калининград бывает 10 и более рейсов в день, часть которых субсидированы государством. По данным Министерства по туризму поток гостей в Калининград и область на ноябрьские праздники вырос на 86%, а на Новый год уже забронировано около 98% номерного фонда региона.

*MICE (Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) - область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий