Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Логистический бизнес как лакмусовая бумажка изменений
Материалы выпуска
Есть направление к выходу из кризиса Экспертиза Логистический бизнес как лакмусовая бумажка изменений Решения Региональный апокалипсис отменяется Решения Туристический рынок Калининграда растет Рынок
Решения Калининград,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Партнер статьи:
Логистический бизнес как лакмусовая бумажка изменений
Местный рынок грузоперевозок из-за уникального анклавного положения Калининградской области реагирует на изменения экономической и внешнеполитической ситуаций наиболее остро. О реалиях логистического рынка региона и ближайших перспективах, которые его ожидают, размышляет директор группы компаний «АСП Логистик» Артем Поваров.

Проблема-2016

Наступление 2016 года предприниматели Калининградской области ждали с особым трепетом, несколько предшествующих лет горячо обсуждая на открытых площадках и между собой вопрос о том, как изменится бизнес-ландшафт после отмены таможенных преференций Закона об Особой экономической зоне. По словам директора группы компаний «АСП Логистик» Артема Поварова, логистическая отрасль наиболее остро ощущает на себе любые законодательные колебания, поэтому сегодня можно делать первые выводы. А также попытаться спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации: какие варианты решения «Проблемы-2016» существуют и чего имеет смысл опасаться как представителям бизнеса, так и конечным потребителям.

– В 2016 году законодательство, регламентирующее именно транспортную экспедицию, не поменялось. Тем не менее я не могу сказать, что наша работа строится по-прежнему: отмена таможенных льгот уже ударила по части местных производителей, а также по компаниям, которые использовали беспошлинную зону Калининградской области для ввоза запчастей, сборки на ее территории готовой продукции для дальнейшей транспортировки в «большую Россию». Понятно, что подобные изменения рынка напрямую коснулись представителей логистического бизнеса, которые начали терять крупных клиентов.

Однако наши основные опасения были связаны с возможными изменениями в части регулирования грузоперевозок, которые могут последовать за отменой таможенных преференций. Дело в том, что на данный момент приблизительно половина транспортных средств области растаможена с применением льгот Особой экономической зоны (режима «Импорт 78»). По действующему законодательству подобный транспорт имеет право перевозить грузы с территории Калининградской области на остальную территорию России и в обратном направлении транзитом через Белоруссию. Единственное ограничение льготной растаможки — запрет на использование таких евро-фур внутри России, например, для грузоперевозок из Санкт-Петербурга в Москву.

– Этому «льготному» транспорту планировали запретить выезжать за пределы Калининградской области?

– Такая вероятность была. Казахстан, Белоруссия и Армения — страны, которые наравне с Российской Федерацией входят в состав Таможенного союза, — активно выступали против того, чтобы товары Особой экономической зоны вывозились за ее пределы.

То есть фактически они боролись за введение запрета на транзит «льготных» транспортных средств через Белоруссию.

Представим, что подобные изменения приняли. К чему бы это привело?

Примерно половина местного транспорта потеряет возможность осуществлять грузоперевозки на остальную часть России или будет вынуждена использовать паромное сообщение Балтийск — Усть-Луга, что увеличит издержки на транспортировку товаров в несколько раз.

Незамедлительно отреагирует местный рынок, достаточно вспомнить скачок цен только на продовольственные товары, который произошел в начале 2016 года из-за отмены льгот Особой экономической зоны и пересчета стоимости доставки дистрибьюторами. В январе стоимость доставки груза из Москвы в Калининград составляла порядка 50–55 тысяч рублей за одну еврофуру, в мае эта цифра выросла до 90 тысяч рублей. То есть произошел стопроцентный рост стоимости транспортировки, что не могло не отразиться на конечной цене товара на полке. Сейчас эта цена колеблется в пределах 70–75 тысяч рублей.

Таким образом, принимая предложение наших «союзников», мы рисковали попасть в вакуум транспортного дефицита на неопределенное время, поскольку половина местных фур, растаможенных по льготной схеме, не смогли бы доставлять грузы транзитом.

– Вы принимали участие в решении данной проблемы?

– Особый статус транспортных средств Калининградских перевозчиков отстаивали представители министерства экономики Калининградской области, Калининградская торгово-промышленная палата, а также транспортный комитет при Калининградской ТПП, членами которого мы являемся. Благодаря совместным усилиям все льготы для транспортных средств, прошедших процедуру таможенного оформления в льготном режиме ИМ 78, были сохранены.

– Вы учитывали эти особенности Калининградской области, принимая решение о создании логистической компании несколько лет назад?

– Конечно, мы принимали во внимание риски и заранее готовились к 2016 году, прогнозируя перспективы отмены таможенных льгот ОЭЗ. В частности, в 2012 году открыли офис в Санкт-Петербурге, который занимается грузоперевозками внутри России и не завязан на особое географическое положение Калининграда.

Закон внутри

– 2016 год является знаковым для нашей компании не только в части внешних политических и экономических перемен. Компания начала расти, и контролировать работу менеджеров и процессы по старому шаблону стало проблематично, поэтому в уходящем году я принял решение полностью перестроить внутреннюю организационную структуру и ввести управленческий учет. Это решение уже приносит свои плоды: я получаю качественную информацию о том, что происходит внутри компании, рабочие процессы отлажены и прозрачны. Более того, в рамках этой внутренней реформы мы переписали собственную техническую базу, которая в обновленном виде стартует с 1 января 2017 года. Для того чтобы компания могла двигаться дальше, эти изменения было необходимо ввести.

Знаковые клиенты

— Можно сказать, что объем грузоперевозок в 2016 году снизился?

— По некоторым направлениям он даже вырос. Например, продолжает расти объем грузоперевозок стройматериалов в связи со строительством нового

стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года. Приблизительно 80% всех металлоконструкций строящегося объекта доставлены в Калининград силами «АСП Логистик». Мы привезли на стройку краны и конструктивные элементы стен и крыши; занимались доставкой непосредственно на стройку свай, которые прибыли в Калининград железной дорогой.

Еще один крупный инфраструктурный проект, к которому мы имеем непосредственное отношение, связан с повышением энергобезопасности Калининградской области. Речь идет о расширении Калининградского подземного газового хранилища, строительстве порта по приему сжиженного газа в Пионерском, строительстве новых газовых ТЭС в Гусеве, Советске и Калининграде. 

— Калининградские производители входят в число ваших клиентов?

— Конечно. С 2011 года мы сотрудничаем с ЗАО «Алконафта»; не первый год нашими знаковыми клиентами являются Черкизовский мясоперерабатывающий завод; завод по производству шоколадной глазури «Стимул», который силами наших перевозчиков снабжает своей продукцией Сибирский федеральный округ, Урал и Москву. Среди наших постоянных клиентов можно выделить предприятие «Мага» - производителя торгового оборудования для супермаркетов; бразильско-турецкий холдинг «Метал Фрио Солюшинс», выпускающий на территории Калининградской области холодильное оборудование для торговых сетей. Многие годы успешно сотрудничаем с Балтийской металлургической компанией, группой компаний «Эльме металл» и компанией «Гранмар».

Таможенный брокер для клиента

— Еще один важный итог 2016 года для группы компаний «АСП Логистик» — запуск бизнес-проекта «Таможенный брокер». В июле мы создали компанию «Таможенный представитель АСП» — с этого момента мы являемся представителями федерального таможенного брокера на территории Калининградской области и оформляем декларации за брокерской печатью. Другими словами, отныне «АСП Логистик» несет солидарную с клиентом ответственность по рискам, связанным с таможенным оформлением.

— С чем связаны подобные нововведения и насколько они оказались оправданны?

— Мы стараемся с каждым клиентом выстраивать отношения на долгосрочную перспективу и поэтому постоянно расширяем спектр предоставляемых услуг. Это позволяет нашим постоянным и новым клиентам получать нужные услуги в одном месте и к тому же экономить. Наша задача — обеспечить такой уровень сервиса, при котором клиент не захочет покидать нас после завершения одного совместного проекта. Именно по этой причине мы продолжаем наращивать собственные мощности, прирастая новыми подразделениями, и гарантируем полный сервис, в том числе — оперативное реагирование на сложности, которые могут возникнуть в процессе перевозки грузов.